KRZUIanova
Первобытная магия. На первом этапе развития магии люди не имели никакого представления о душе, о духах населяющий их мир, о жизни после смерти и других тонких и глубоких вещах. Их разум был еще слишком груб, он не был способен вмещать в себя столь возвышенные и отвлеченные понятия. Магические приемы доисторических людей были просты, люди обращались непосредственно к стихиям со своими просьбами, как если бы они обращались к человеку. Они просили ветер дуть в нужную сторону или вовсе стихнуть, просили солнце показаться и согреть их, просили дождь перестать капать и так далее. На этом этапе еще не выделилась особая группа людей, колдунов, шаманов, которая занималась бы только магическими ритуалами, каждый волен был на свое усмотрение и по своему разумению пытаться управлять силами природы. Но как не примитивна была магия доисторических людей, она несомненно приносила им ощутимую пользу, иначе они попросту не стали бы ее использовать, бережно сохранять наиболее удачные способы обращения к неведомым силам (ритуалы) и передавать их своим детям, как великое и ценное знание выживания во враждебном, диком мире, где на каждом шагу подстерегала смертельная опасность. Первобытные люди не просто были близки к природе, они были неотъемлемой ее частью и потому даже самые простые движения их дикой души находили отклик у тех высших сил, которые оберегали, направляли, учили и наставляли еще только зарождавшееся человечество в его поступательном развитии. Магия диких народов. Качественное изменение в магических представлениях людей произошло в те времена, когда отдельные рода стали объединяться в племена, что само по себе говорит уже о белее высоком уровне цивилизации и росте человеческого самосознания. Впервые человек отделил себя от остальной природы, осознал свое отличие от животного мира и свое особое положение в этом мире. Появляется понятие духов. Люди больше не обращаются напрямую к реке или лесу, они обращаются к духу реки, духу леса, поскольку уже понимают разницу между одухотворенной и не одухотворенной природой. Но представления их инстинктивны, им не хватает знаний и опыта, дикие народы еще не задумываются о строении окружающего мира, им достаточно того, что их магия работает, духи их слышат и выполняют их просьбы. Но людям еще неясно кто такие духи, духи ли это умерших, духи повелители стихий, у них нет представления о иерархии этих таинственных сил и они не знают ничего "о высшем духе" - Боге. На этом этапе развития магии до сих пор находятся некоторые племена аборигенов Австралии - они верят, например, что души умерших живут на облаках, а если спускаются на землю то ставятся белого цвета и поэтому белых людей они воспринимают как выходцев с того света. Но и в таком виде магия становится уже слишком сложна, чтобы ею могли заниматься все желающие по мере надобности и появляется отдельная социальная группа - шаманы или колдуны, чья работа обеспечивать покровительство со стороны духов своему племени. И хотя по прежнему любой охотник отправляюсь на охоту мог попросить помощь и поддержку у духов, именно ритуал шамана приносил наибольшую пользу в любом деле, поскольку шаман ближе всех других людей племени находился к духам. Религиозная магия диких народов. Важность услуг шамана для племени была столь высока, что шаманы были освобождены от необходимости ходить на охоту и выполнять все другие общественные работы, хотя продолжали получать свою доли добычи и другие блага полагавшиеся каждому члену племени. Освободившееся от бытовых забот время шаманы использовали для постижения мира духов и наращивания эффективности своих магических ритуалов. Шаманы выяснили, что духи предков отличаются от остальных духов, и хотя они слабее их, но именно от них можно получить максимальную пользу, поскольку и перейдя в мир иной они продолжают следить за судьбой своих живущих родственников и всей общины в целом. При этом от духов великих охотников, героев, вождей и шаманов пользы было намного больше, чем от духов обычных членов племени. Так появился культ духов предков, что послужило началом исторической науки - люди стали осознавать селя частью бесконечной цепочки жизни. Шаманы научились призывать духов предков и разговаривать с ними, а это дало толчок к развитию религиозных знаний и представлений о строении мира, который больше не ограничивался миром людей, а состоял из трех связанных между собой миров - Верхнего мира, где обитали добрые духи, Среднего мира людей и Нижнего мира обиталища злых духов. Шаманы научились успокаивать духов убитых ради пищи животных, чтобы их месть не преследовала охотников в виде болезней и несчастных случаев, научились заручаться в разных делах поддержкой могущественных духов в обмен на приносимые им жертвы, разработали сложные ритуалы временного подчинения некоторых духов нуждам племени. Важным шагом в развитии религиозного самосознания диких народов явилось открытие шаманами существования главного, "Великого духа" (Бога), которому безоговорочно подчиняются все остальные духи. Но в те далекие времена люди еще не осознавали влияние Великого духа на свою жизнь, и не связывали его с сотворением мира, воспринимая мир как вечно существующую данность. Великий дух был далеко, он жил на высокой горе, в самой чаще леса или вообще на облаке, а остальные духи, хотя и более слабые, зато были близки к человеку, вникали в его насущные дела и проблемы, помогали или вредили ему и именно на этих духах замыкались все интересы диких людей, к ним они обращались с заговорами и молитвами, им они посылали угрозы и проклятия, от них получали поддержку или наоборот, вред и болезни. Шаманы. Постепенно значимость шамана становится настолько высока, что они занимают второе по положению место в племенной иерархии - сразу после верховного вождя. Ни один совет старейшин не обходится теперь без шамана, ни одно дело не может быть начато без благословения духов, с духами советуются по любому значительному поводу, важные дела не зависят теперь от слепой удачи, люди больше не одиноки в этом мире, они обрели могущественных покровителей, они заглядывают в будущее, они помнят свое славное прошлое, замечательных, выдающихся людей своего народа и продолжают чтить их память и использовать их опыт в виде духов предков, ведущих племя к благополучию и процветанию, служащих образцом для подражания молодым воинам и охотникам. Так у диких народов складываются их пока еще примитивные религиозные представления, рисующие пока еще неясную и путанную, но все-таки картину окружающего мира, а первыми жрецами нарождающегося религиозного культа становятся шаманы.